Жестокости Нет
Портал против насилия и жестокого обращения с детьми

+7 (383) 223-09-21

Проблемы семейного воспитания детей

Семья — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак;
  • члены семьи связаны общностью быта;
  • вступлением в брачные отношения;
  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семья - это когда ты любишь, и тебя любят, и не за что-то, а вопреки всему. Важную роль в семье играет доверие.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Младший школьный возраст - это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье.

Проблемы воспитания детей в семье - это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство?

А дети продолжают теряться в догадках - как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и чего ожидать в следующий момент от этих непонятных взрослых?

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-либо, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне. Существует несколько моделей семейного воспитания.

Диктат - это систематическое подавление одними членами семьи, инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Гиперопека - это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Невмешательство - это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе.

Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью.

Вот несколько основных правил, которые нельзя нарушать родителям, если для них важнее не собственные принципы, а интересы ребенка.

  • Никогда не выясняйте отношения при ребенке.
  • Не допускайте при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах.
  • Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии, расскажите о своих чувствах, постарайтесь успокоиться.
  • Стол переговоров - оптимальный способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания.
  • Не бойтесь обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы.

Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей.

С рождение ребенок с родителями связан невидимой “нитью” и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности.

Помните, что залог эффективного воспитания ребенка - это любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между всеми членами семьи.

- Семья - это не просто люди, которые живут вместе. Это близкие друг другу люди, которых объединяют чувства, интересы, идеалы, отношение к жизни.

- Процесс воспитания – это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе воспитания.

- Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

- Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще.

- Залог эффективного воспитания ребенка - это любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между всеми членами семьи.

Таким образом сотрудничество признается наиболее эффективным типом воспитания.

Овчинникова О.В. социальный педагог ГБУ НСО Центр «Виктория»

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...